Свидетельство № 311774620600942 ЗВОНИТЕ КРУГЛОСУТОЧНО! 8 (800) 700-30-80 +7 (495) 543-10-80
Главная » Статьи » Экстремальное вождение автомобиля, автор Цыганков

Экстремальное вождение автомобиля, автор Цыганков

Когда пилот «Формулы-1» на скорости более 300 км/ч попадает в критическую ситуацию, он намного больше защищен от травм и увечий, чем обычный водитель, нарушающий скоростной режим на дорогах общего пользования. Кокпит гоночного автомобиля сделан из сверхпрочного материала и закрывает тело гонщика от прямого удара. Голова, закрытая специальным шлемом, защищена сверху и сзади дугой безопасности, а при лобовом ударе спасает «ошейник», препятствующий смещению головы вперед. Тело спортсмена закреплено многоточечными ремнями безопасности, а гоночный комбинезон и нижнее белье изготовлены из пожарозащитного материала. Трассы чемпионатов мира, где проходят гонки «Формулы-1», отличаются друг от друга протяженностью, рельефом, конфигурацией поворотов, но их объединяет то, что они имеют многоуровневую систему защиты гонщиков и зрителей: тормозные зоны с щебенчатым покрытием, энергопоглощающие брустверы из покрышек, отбойники, защитные сетки и др. Но главным критерием безопасности является высочайший уровень водительского мастерства и широкий арсенал активной безопасности в форме элементов, операций и целостных приемов, позволяющих стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости. О характере концентрации и напряженности гонщика свидетельствуют физиологические сдвиги в организме. Так, частота сердечных сокращений спортсмена составляет 180–200 ударов в минуту, а потеря веса за полтора часа гонки достигает 3–4 кг, хотя гонщики такого уровня не имеют лишнего веса.

И все же, несмотря на высокий уровень защиты, на трассах «Формулы-1» погибли четыре действующих чемпиона мира и многие спортсмены получили тяжелые травмы из-за форс-мажорных ситуаций, которые возникают в соревновательных условиях спортивной борьбы.

ЛЛучшее решение, позволяющее избежать многих проблем, – воспользоваться услугой «Трезвый водитель».

Экстремальное вождение на дорогах общего пользования — это парадоксальный феномен, не предусмотренный правилами дорожного движения, однако он существует и подтверждается статистикой ДТП. По данным Юнеско, на дорогах мира погибает более миллиона человек в год. Российские потери составляют в год около 30 тысяч погибших и более 300 тысяч травмированных. Одним из рекордсменов по аварийности является регион Московской области, который лидирует по социальным и экономическим потерям не только в России, но и в мировом масштабе.

Принятый в 1995 году закон о безопасности дорожного движения не смог повлиять на аварийность в стране, так как он практически проигнорировал главное действующее лицо — человеческий фактор, по вине которого произошло до 75% всех совершенных аварий. Из 29 страниц текста лишь два абзаца посвящены профессиональной подготовке водителей, хотя эта тема, на наш взгляд, должна стать ключевой в борьбе с аварийностью. 2006 год следует считать знаменательным в пересмотре отношения к проблемам безопасности на дорогах. Правительство России утвердило «Федеральную целевую программу» и выделило финансирование для реализации 24 проектов борьбы с аварийностью.

Для работы в этом грандиозном проекте привлечены сотни ученых, инженеров, специалистов. Однако получение эффекта следует ждать к 2012 году. Сегодня интенсивно размножающиеся автошколы, курсы, экстернаты стали кузницей «потенциальных аварийщиков», так как большинство из них превратились в ликбезы предэкзаменационной подготовки для получения водительских прав. Пять контрольных упражнений на площадке, «угадайка ПДД» и короткая экскурсия с милиционером — и вы равноправный участник дорожного движения. После «ползанья» на автодроме со скоростью 10–15 км/ч и знакомства с улицей на скорости 30–40 км/ч вы можете мчаться со скоростью 90 и 110 км, если ваш скоростной автомобиль и «русский менталитет » не заставят нажать на педаль газа после просмотра по телевизору этапа «Формулы-1».

Развитие рыночных отношений, особенно в крупных городах, привело к тому, что наиболее обеспеченные люди приобретают и справки о состоянии здоровья, и водительские права за рубли или у. е., экономя свое время и испытывая недоверие к качеству подготовки в автошколах. Два-три урока с инструктором, и можно продолжить свой путь к кузовному автосервису и, в худшем случае, к палате реанимации.

Возвращаясь к теме экстремального вождения, следует отметить, что большинство (!) водителей не владеют технологиями защиты от критических ситуаций. Ежегодно в начале зимы в Москве проходит «День жестянщика» — тысячи крупных и мелких аварий при появлении первого гололеда. Что это? Невнимательность? Недисциплинированность? Нет — это дефицит мастерства, который можно приобрести за три — пять дней подготовки в специальных учебных центрах (просьба не путать с автошколами).

Отдельно нужно коснуться темы скоростного режима движения. На Кольцевой дороге Москвы зарегистрирована максимальная скорость движения — 312 (!) км/ч. Когда «мастера» сумели остановить на третьем посту ДПС и сообщили ему о достигнутом рекорде, он обиделся на гаишников. «У меня автомобиль «Феррари-Мазерати» и по паспорту должен разгоняться до 350 км/ч. Сколько вам дать денег, чтобы вы от меня отвязались и я смог протестировать свой автомобиль?» Комментарии излишни, но... Когда даже опытный водитель разгоняется до скорости 150–160 км/ч, он незаметно для себя переходит в так называемую зону риска. Любой экстренный маневр в этой зоне требует особого мастерства, которым, чаще всего, водитель не владеет. Один из великих российских гонщиков, мастер спорта международного класса В. Ганин, говорит, что «можно ехать быстро и можно ехать еще быстрее, но тогда можно рассчитывать на рефлексы», т. е. навыки, отработанные до автоматизма.

Есть еще одна реальная опасность сверхскоростного движения и типичная ситуация тяжелых аварий, при которых погибли VIP-персоны на дорогах общего пользования. Водитель, выполняющий нескоростной маневр на дороге (поворот, разворот, перестроение), не может оценить скорость вашего движения, если видит вас перед собой или в зеркала заднего вида. Если ваша скорость достигает 200 км/ч, то за секунду вы пролетаете около 50 м. Если водитель выполняет маневр после полной остановки или значительного снижения скорости, то ему потребуется в лучшем случае от 10 до 15 секунд, а за 500 м он не сможет понять, что через мгновение его протаранят.

Мы очень любили М. Е. Евдокимова, артиста и губернатора. Его трагическая смерть и смерть других участников ДТП, скорее всего, была связана с этим обстоятельством. Когда в Центре высшего водительского мастерства мы преподаем начальный курс контраварийного вождения, слушателям предлагается ответить на три, на наш взгляд, самых элементарных вопроса о водительском мастерстве, на которые чаще всего не могут ответить даже водители с большим (более 10 лет) стажем вождения.

Вопрос первый

Сколько Вы знаете приемов руления?

На этот вопрос люди пожимают плечами, хотя этих приемов более двадцати и одна из причин аварийности — низкая скорость руления для реакции на потерю устойчивости автомобиля (снос передней оси, занос, вращение, опрокидывание). Эта причина чаще всего лежит в основе множества аварий, происходящих на скользкой дороге. Да, многие водители способны повернуть руль в сторону заноса, как то рекомендуют многие книги и учебники, но та скорость, с которой они это делают, а также опоздание с реакцией на ситуацию делают результат нулевым.

Вопрос второй

Сколько Вы знаете элементов и приемов торможения?

В лучшем случае водители насчитывают 5–8 приемов (плавное, прерывистое, ступенчатое, торможение двигателем, включение стояночного тормоза и т.д.). На самом деле этих элементов более 200 и они применяются в зависимости от ситуации, коэффициента сцепления, возможностей автомобиля, критичности ситуации. Спортсмены владеют технологиями торможения без применения тормозной системы (боковое скольжение, управляемый занос), а также приемом «газ—тормоз», позволяющим переориентировать автомобиль на траектории торможения.

Вопрос третий

Сколько Вы знаете приемов дросселирования?

Вначале следует пояснить, что дросселирование — это многообразие способов управления педалью «газа». Водители, отвечающие на этот вопрос, морщат лоб и спрашивают «а что, разве есть такие приемы?», либо, пытаясь ответить, формулируют три способа: «нажать», «отпустить» или «что-то посредине». Когда мы задаем этот вопрос лучшему гонщику России, обладателю Кубка мира по ралли-рейдам, мастеру спорта международного класса М. Нарышкину, он перечисляет 26 приемов, вызывающих разную реакцию автомобиля. Например, защитная реакция водителя при скоростном входе в поворот на переднеприводном автомобиле, выражающаяся в отпускании педали газа, вызывает или провоцирует занос задней оси. Технология «загрузка—поворот—тяга», применяемая гонщиками «Формулы-1» и другими высококвалифицированными спортсменами, позволяют сделать экстренный маневр или вход в поворот безопасным за счет искусственного перераспределения веса автомобиля по осям и колесам. Этот прием доступен любому водителю, но обычно невыполним, так как предполагает цепочку из трех действий (отпустить педаль газа, повернуть руль и вернуть тягу), которые нужно выполнить за 0,1 секунды. Для того чтобы этот прием помог в экстремальной ситуации, теоретических знаний недостаточно, нужна практика в безопасных условиях учебного автодрома.

Каждый год перед началом зимнего сезона в Центре высшего водительского мастерства проходят предсезонную подготовку многие выдающиеся спортсмены, отрабатывая элементы экстремального вождения. Они буквально танцуют на льду, выполняя вальс и другие пируэты на скользящих и вращающихся по их воле автомобилях. После такой подготовки я обратился с вопросом к одному из выдающихся гонщиков, многократному чемпиону страны, участнику многочисленных гонок «Париж—Дакар» и других международных соревнований С. Гире, как он оценивает результаты подготовки. Он, как человек с большим юмором, сказал мне: «У меня такое впечатление, что я совсем не умею управлять автомобилем. Твои педагоги сделали мне десятки замечаний по рулению, торможению, дросселированию». Нужно отметить, что эти замечания не помешали ему через неделю выиграть очередной зимний этап чемпионата России по ралли-рейдам.

Возвращаясь вновь к проблемам экстремального вождения, можно констатировать, что есть три реальных подхода к сохранению безопасности. Первый — научиться прогнозировать опасные ситуации по прямым и косвенным признакам. Для этого нужно стать «автомобильным шахматистом », мгновенно оценивающим ситуацию на дороге и поведение других водителей. Второй — научиться чувствовать автомобиль как собственное тело, а при управлении в сложных ситуациях понимать его проблемы и возможности по управлению. Третий — вооружить себя приемами активной безопасности, обучившись в Центрах контраварийной подготовки.

Надеюсь, что практические рекомендации и упражнения, представленные в диске "Школа контраварийного вождения профессора Цыганкова" и снабженные пояснительными иллюстрациями, видеоматериалами, помогут вам повысить уровень водительского мастерства и избежать аварийных ситуаций на дорогах.

С уважением,заслуженный тренер России, профессор Э. Цыганков



Книга жалоб Письмо директору
Наше видео
Мы в соцсетях
Facebook Vkontakte Google+ Twitter Instagram
Московский трезвый водитель вконтакте группа

Московский трезвый водитель фейсбук страница

Наверх

125009, г. Москва ул. Тверская 5/6

«Московский Трезвый водитель»

© 2008-2022

Политика конфиденциальности

RapidSSL SEAL